MENU

Защита прав пациента

В настоящее время отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья), вступившим в силу с 1 января 2012 года. Ранее эти отношения регулировались Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5487-1.

В соответствии со статьёй 19 Закона об охране здоровья каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Указанной статьёй также предусмотрены следующие права пациентов:

1) выбор врача и выбор медицинской организации;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

Однако для возмещения вреда требуется подтведить, что вред причинен в результате нарушений, а не в результате надлежащего выполнения медицинскими работниками своих обязанностей.

Для выявления таких нарушений необходимо обладать информацией о том, какие действия должны быть предприняты медицинскими работниками и какие препараты должны быть применены. Непосредственное содержание медицинской помощи определяется лечащим врачом и иными медицинскими работниками в соответствии со стандартами и порядком оказания медицинской помощи, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (статья 37 Закона об охране здоровья).

Статьей 70 Закона об охране здоровья предусмотрено, что лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум.

Согласно статье 98 Закона об охране здоровья медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в случае нарушения требований указанных стандартов порядков оказания медицинской помощи.

Следовательно, в случае если недобросовестными действиями медицинских работников Вам был причинен вред Вы можете предъявить госпиталю требования о возмещении материального или морального вреда.

При принятии решения об обращении в суд необходимо учесть, что исходя из существующей судебной практики крайне затруднительно доказать недобросовестность медицинских работников. Сложность доказывания этого увеличивается по мере увеличения времени, прошедшего с момента получения медицинской помощи.

При отсутствии объективных доказательств нарушений медицинской организацией и его работниками можно ходатайствовать перед судом о назначении экспертизы для выяснения качества оказанной медицинской помощи.

Для того чтобы быть более уверенным в успешном исходе судебного спора можно самостоятельно инициировать досудебное проведение такой экспертизы, что может потребовать значительных затрат.

В соответствии с частью 2 статьи 58 Закона об охране здоровья граждан определены виды медицинской экспертизы, которая призвана установить состояние здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием гражданина.

Согласно части 1 статьи 64 Закона об охране здоровья экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики и лечения, реабилитации, степени достижения запланированного результата. Назначается и проводится в соответствии с законодательством Российской федерации об обязательном медицинском страховании.

Однако на данный момент отсутствуют критерии оценки качества медицинской помощи, которые в соответствии с указанной статьей должны быть утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 3 статьи 64 Закона об охране здоровья).

Согласно пункту 27 Порядка контроля, проведение целевой экспертизы качества медицинской помощи в случае поступления жалоб застрахованных лиц или их представителей не зависит от времени, прошедшего с момента оказания медицинской помощи и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан.

Кроме того, право на проведение независимой экспертизы предусмотрено частью 3 статьи 58 Закона об охране здоровья, однако данная норма вступит в силу только с 1 января 2015 года.

В случае если суд признает, что медицинской организацией и ее работниками допущены нарушения, у пациента есть возможность требовать возмещения понесенных расходов, в том числе на проведение экспертизы. Однако проведение экспертизы не дает гарантии получения заключения эксперта, которое будет вас устраивать (особенно при длительности срока, прошедшего с момента предполагаемого причинения вреда здоровью). Соответственно, отсутствует гарантия возврата расходов на такую экспертизу.Согласно пунктам 5.1.3.1 и 5.1.3.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 323, Росздравнадзор осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе посредством проведения проверок:

- соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья;

- соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.